fbpx

ПроцЕНТ знаний


Высокие баллы на ЕНТ выдают одни и те же школы – из-за этого в будущем они рискуют оказаться переполненными.«Это справедливая и объективная оценка работы школ» — так говорят о рейтинге учебных заведений города по итогам ЕНТ в отделе образования. Через три недели после проведения тестирования все результаты обработаны – и вот он, хит-парад школ. В сравнении с прошлыми годами особых изменений нет – в лидерах и аутсайдерах без особых сдвигов.

В целом же, отмечают чиновники, в этом году результатами ЕНТ они довольны. Средний балл по городу – 82, он выше и областного, и республиканского. Есть чем гордиться. Глава города Нуркен Султанов на одном из аппаратных совещаний поздравил руководителя гороо Бакшагуль Рахимову с хорошими результатами и посоветовал: мол, так держать! А еще рекомендовал обратить внимание на директоров школ, которые из года в год показывают низкие результаты по итогам ЕНТ, а также на преподавателей математики некоторых школ – все двойки, которые получили выпускники на тестировании в этом году, именно по этому предмету.

Как составляется рейтинг

Ежегодно после проведения Единого национального тестирования в отделе образования составляется своеобразная рейтинговая таблица школ города. Готова она и в этом году. «Сенсаций и неожиданностей не было, предсказуемые и закономерные результаты», — отмечают в отделе образования.
— Этот рейтинг показывает нам действительное положение дел. Он не является официальным, не учитывается ни в областном управлении, ни в министерстве. Это мы делаем для качественного анализа работы, — объясняет Мария Рейбандт, заведующая методическим кабинетом отдела образования города. — Этот рейтинг делается для более объективной и справедливой оценки.
При составлении таблицы учитывается количество выпускников, отважившихся сдать ЕНТ, количество двоек и пятерок, а также количество детей, не набравших проходные 50 баллов.
— У нас есть ряд школ, которые из года в год дают 100-процентное участие всех выпускников. То есть они всех выпускников выводят на ЕНТ, и дети показывают достаточно неплохие результаты, — говорит Мария Рейбандт. — Это такие школы, как № 5, 8, 15, женская гимназия №1, гимназия им. Аубакирова. А есть школы, которые тоже дают высокий средний балл, но процент участия ниже, не всех выводят на ЕНТ.
И тому может быть несколько причин, говорят в отделе образования. Во-первых, это право выбора самого ученика. Хочет – сдает ЕНТ, хочет – госэкзамены в школе.
— К примеру, для школ Актау характерно, что многие выпускники уходят либо в колледжи, либо работать… Вот есть такой пример, что даже директор школы своего ребенка-выпускника не выводила на ЕНТ. Она так и сказала: «Я не собираюсь своего ребенка подвергать такому стрессу. Она спокойно сдаст экзамены, получит аттестат и поступит без проблем в российский вуз». То есть неучастие в ЕНТ – это не всегда показатель того, что дети не готовы, — объясняет Мария Рейбандт.
С другой стороны, маленький процент участия выпускников в ЕНТ все-таки может говорить о качестве подготовки детей.
— Поэтому когда мы составляем рейтинг школ, то, наряду со средним баллом, учитываем процент участия: чем больше детей участвует, тем выше коэффициент, — говорит заведующая методическим кабинетом. — Чем меньше выпускников отважились сдавать ЕНТ, тем на больший коэффициент будет уменьшен средний балл. Сказывается на окончательном положении в рейтинге и количество двоек – из-за них средний балл будет уменьшен. И, наоборот, количество отличников позволит школе увеличить этот показатель.

Школа для учителей

Рейтинг сделан, анализ проведен, приняты меры. К примеру, некоторым педагогам пришлось пересмотреть свои планы на лето.
— В этом году с 9 по 20 июня работала «летняя школа» для учителей физики, химии, биологии, географии и математики. Те педагоги, которые имеют высшую категорию и дают высокие результаты ЕНТ, обменивались опытом с начинающими учителями и теми педагогами, которым требуется помощь. Это огромная работа: охватить всех учителей и усадить их за парты, сами понимаете, кто-то в отпуск собирался, планы… Ведь стабильно низкие показатели говорят об одном: нет системной работы при подготовке детей к тестированию. Именно поэтому была организована работа «летней школы» — чтобы учителей еще раз нацелить на то, что надо более качественно готовить детей, — говорит Мария Рейбандт.
При всем при этом в отделе образования все-таки больше смотрят на средний балл по городу, который в последние три года стабильно выше республиканского. Да, это так, но только его нам обеспечивают в основном инновационные школы, обучение в которых доступно не каждой семье. Раньше выбирали школу для ребенка по месту жительства – теперь идут на преподавателей и следят за рейтингами. Вот и получается у нас: есть 10 хороших школ, есть 10 плохих, и 10 твердых «середняков». Куда вы поведете своего будущего первоклассника, если заинтересованы в качественном образовании для него? Вот и мы о том же. Уж слишком велика (и увеличивается с каждым годом) пропасть между, к примеру, гимназией № 1 и ОСШ № 2.
Слишком уж у нас уже явное расслоение на хорошие и плохие школы, и это огорчает. Та же школа № 2 – единственная школа в пятом микрорайоне. При стабильно низких показателях знаний учеников какой нормальный родитель отдаст туда своего ребенка? Не получится ли так, что с виду нормальная школа со временем опустеет?
— Не опустеет. Просто школа станет казахской. Мы создали две казахские школы за последнее время, и есть смешанные школы… А сейчас опять не хватает мест в школах с казахским языком обучения, — говорит Мария Рейбандт. – А по поводу расслоения… У нас есть олигархи и есть бомжи, но ведь хочется, чтобы все жили хорошо. Это возможно сделать? В школах все зависит от педагогического коллектива, и мы работаем в этом направлении. Конечно, есть и поощрения, и наказания. Показали хороший результат? Будут и почетные грамоты для завучей, и благодарности. Низкий результат? Ну, некоторые завучи сами ушли, чувствуя, что не тянут. Во многих школах-аутсайдерах произошла за последние год-два смена руководства – и директоров, и завучей. Смысл опять менять? Для того чтобы люди себя проявили, нужно время.
На сегодня только 42% школ города управляют опытные специалисты, в 29% — директора малоопытные (стаж работы – от трех до пяти лет), и еще в 29% — начинающие.

Успех наших учеников зависит не только от компетентности педагогов, но и от родителей. Но, уверены в отделе образования, не все родители понимают это.
— Очень часто нам звонят родители, жалуются: «Вот, ребенок хочет сдавать ЕНТ, а учителя не советуют, говорят, можем получить двойку. А вдруг мы натыкаем?». И это взрослые люди говорят. Я всегда таких родителей спрашиваю: а вы обеспечите достойное участие в ЕНТ? Что вы сделали как родитель, чтобы ребенок сдал и сдал достойно? Были ли обеспечены дополнительные занятия, репетиторы, контролировали ли вы его учебу? – говорит Мария Рейбандт. — Как правило, сразу обижаются, считая, что уровень знаний ребенка – исключительно задача учителя. Это не так. Если вы видели, что ребенок уроки не делал, гулял, зачем позориться на всю республику? Родительский вклад в образование ребенка – это долгосрочный и хороший вклад, и 80% успеха ребенка зависит от родителей – поверьте мне, как опытному специалисту.

Верим. Вот только детей всех заинтересованных в качественном образовании родителей десять хороших школ города принять не смогут…