fbpx

Каждая копейка на счету


Сталкивались ли вы с такой ситуацией в супермаркетах, когда ценник на товаре один, а цена в чеке другая, обычно больше? На ваши вопросы и возмущения кассиры — кто вежливо, а кто не очень — отвечают либо что товар подорожал (вот только что, сию минуту), или они за это не отвечают и цены не устанавливают.На днях поход за покупками закончился для Ирины Васютиной, жительницы города, конфликтом с сотрудниками супермаркета.

— Я выбрала печенье и соломку, упакованные, — рассказывает женщина. — На упаковках была указана стоимость. Я прошла на кассу и заметила в чеке, что мне пробили эти товары по другой цене, которая вышеуказанной на ценнике. Я спросила у кассира: «Почему вы мне пробили по другой цене, не предупредив, не объяснив? Надеетесь на то, что люди не заметят разницы? Вы мне обязаны сейчас вернуть разницу, потому что продавец продает товар по заявленной цене, то есть по той, которая указана на ценнике».

Внятных объяснений от кассира Ирина не получила. Та твердила одно: «Товар подорожал». Не решил конфликт и менеджер супермаркета.

— Он просто молча забрал товар, чек и отдал мне деньги, — говорит Ирина Васютина. — Но мне не нужны деньги, мне нужен был товар либо разница в цене. «Верните мне разницу между ценами, и все», — попросила я сотрудников. В итоге мне разницу не вернули и не продали по той цене, которая была указана на ценнике. Дело не в деньгах. Там разница не такая уж и значительная. Но ведь это обман. Ведь есть та категория населения, для которой эти копейки важны, и человеку просто может не хватить денег на кассе, чтобы рассчитаться по тем «тайным» ценам, которые существуют только в компьютерной программе супермаркета. И потом, само отношение к покупателям. Ведь кассир спокойно и вежливо, прежде чем пробивать товар, могла мне сказать: «Извините, но печенье подорожало и обойдется вам чуть дороже. Вы будете покупать?», и не было бы никакого конфликта.

Вернуть деньги или товар

Алмаз Алдияров, управляющий супермаркетом, не отрицает, что ценники на товаре могут отличаться от реальных цен. А также уверяет, что разницу в цене женщине вернули.
— Там разница была 4 тенге, мы ей вернули эту разницу. Она заплатила по той цене, которая указана на упаковке, а то, что сверху, я добил в кассу… — сказал он. — Вот, к примеру, берёте вы конфеты, стоит цена за килограмм 583 тенге. Если сегодня поступили эти же конфеты по другой цене, девчонки не успевают менять ценники. За это штраф идет 1000 тенге, за то, что они не успевают менять. Если цена не соответствует, составляется акт возврата товара. Мы возвращаем покупателю деньги либо разницу в цене.

С такой ситуацией сталкиваются покупатели практически во всех супермаркетах. Ассортимент товара огромный. Сотрудники торговых точек просто не успевают менять ценники – пресловутый человеческий фактор. Если в программе цена меняется одним нажатием клавиш на компьютере, то в торговом зале это занимает время… Но, как нам пояснила администратор другого супермаркета Наталья Петровна, это проблема уж точно не покупателей.
— Чтобы избежать подобных ситуаций, мы для покупателей в торговом зале установили информационные киоски, где можно удостовериться, какова на данный момент цена товара, — рассказала она. — А если же все-таки покупатель заметил, что цена отличается от заявленной, мы предложим вернуть товар. Если человек не соглашается, то возвращаем разницу, продавая товар по той цене, которая указана на упаковке или на ценнике.

Еще в одном супермаркете покупателей предупреждают объявлениями в торговом зале о том, что цифры на ценниках могут отличаться от цены, по которой вам товар пробьют на кассе.

Обязаны дать достоверную информацию

Но как бы там ни было, товар должен быть продан по той цене, которая указана в ценнике или на упаковке.

Как разъяснил руководитель городского Управления по защите прав потребителей Аман Амиров, если человеку не продают товар по заявленной (указанной на ценнике) стоимости, это нарушение прав покупателя в части получения полной, достоверной и своевременной информации о товаре (об этом нам говорит ст. 25 Закона РК «О защите прав потребителей»).

Продавец,согласно этому закону, просто обязан указать стоимость товара и оформить товар ценником. Также по требованию покупателя предоставить всю информацию о товаре: где, когда и кем произведен товар, каков его срок годности, что входит в его состав, какова его пищевая ценность, каковы противопоказания и т.д.

Более того, продавец обязан обеспечить нам, покупателям, свободный выбор товара, его безопасность и надлежащее качество, обмен или возврат товара, выдать чек. При всем при этом продавец обязан иметь бейдж с указанием Ф.И.О. и кассовый аппарат. А на товаре, который фасуется и упаковывается непосредственно в супермаркетах, согласно закону, должна быть указана информация о фасовщике и упаковщике (Ф.И.О., дата и время фасовки и упаковки).

— Если покупателю причинен вред и нарушены его права и законные интересы, он имеет полное право обратиться в суд, — поясняет руководитель городского Управления по защите прав потребителей. — Потому что нарушение законодательства РК о защите прав потребителей влечет ответственность
(предупреждение или штраф на физических лиц в размере от одного до двух (от 1 852 до 3 704 тенге), на индивидуальных предпринимателей – от пяти до семи (от 9 260 до 12 964 тенге), на юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства- от пяти до десяти (от 9 260 до 18 520 тенге), на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, — в размере от двадцати до тридцати (от 37 040 до 55 560 тенге) МРП).

В общем, не стоит ввязываться в конфликт с персоналом, к сожалению, не всегда компетентным в плане знания казахстанского законодательства о защите прав потребителей. Спокойно и внятно заявите администратору супермаркета о том, что нарушены ваши права. Не помогло? Тогда вы имеете полное право, забрав товар и чек, отправиться к юристу для составления иска.