fbpx

Жить в нашем регионе опасно для здоровья


Есть рыбу из окрестных водоемов категорически нельзя, да и от купания в Нуре лучше воздержаться. К такому выводу пришли чешские экологи из общественной организации «Арника», опубликовавшие результаты четырехлетних исследований.

Карагандинские и чешские экологи сотрудничают уже несколько лет: «Экомузей» и «Арника» ведут совместные исследования. За два года они взяли 150 проб в 14-ти самых «горячих» точках, исследование которых, по их словам, проводилось в специализированных лабораториях Чехии и Нидерландов. Все это было сделано на деньги Евросоюза, выделившего 130 тысяч долларов. Результаты взятых проб удивили всех.

— Наибольшее удивление вызвали результаты обнаруженных нами чрезвычайно высоких концентраций полихлорированных дефинилов в Нуре, где они прежде никем не исследовались и не изучались, и также очень высокое содержание ПХД в яйцах домашних кур, которые мы отобрали в удаленном регионе, в маленькой деревне, где мы ожидали, что не будет никакого загрязнения, — сообщил Индржих Петрлик, руководитель ОО «Арника» (Чехия).

Результаты исследований огласили на специальной пресс-конференции. Темиртау отнесли к лидерам в плане загрязнений по республике. Превышения были обнаружены в воде, земле и воздухе, как в черте города, так и за его пределами. Употр$#@—>@#;»ть в пищу рыбу с окрестных водоемов или овощи, выращенные на грядках категорически нельзя. По словам экологов, ситуация если не критическая, то очень близка к этому.

— В поселке Глубокое в Восточном Казахстане пробы показали, что из отходов металлургического производства происходит утечка мышьяка и свинца в реку Иртыш, а эта река снабжает водой города Караганды и Темиртау. Предельно допустимые концентрации были превышены иногда в сотню раз, — заверил Марек Шир, сотрудник Химико-технологического университета Праги.

Только вот панические настроения разделяют не все. Главный государственный эколог региона уверяет: специалистами его ведомства были взяты пробы в тех же местах, а вот результаты оказались совсем другими. Превышения если и есть, то совсем не в тех объемах. О том же, кстати, свидетельствуют и официальные бюллетени, выпускаемые на основе данных госструктур, предприятий, НПО и прочих заинтересованных ведомств. К тому же ситуация улучшается год от года, чему способствуют и миллиардные вложения предприятий.

— Нам очень трудно оценить эти результаты, потому что были отобраны пробы и направлены в Чехии, были сравнены по ПДК той республики, не Казахстана. Насколько аккредитована данная организация, нам тоже не известно. В данном случае нам трудно оценивать, насколько они достоверны, — пояснил Зульфухар Жолдасов, руководитель департамента экологии Карагандинской области.

Однако чьи бы результаты исследований не оказались верными: чешской неправительственной организации, либо казахстанского государственного ведомства, отрицать того факта, что экология в регионе не самая лучшая, не будет никто. Говорят об этом и медики. Аллерголог Вера Сачук уверяет: с каждым годом количество ее пациентов увеличивается. Сейчас на приемы чаще всего приходят астматики.

— Очень много людей обращается, из года в год случаев становиться все больше и больше. По поводу удушья. Проблема очень серьезная, она стоит на первом месте среди всей аллергической патологии, — заверила Вера Сачук, врач-аллерголог.

Коллегу поддерживают и онкологи: рак в городе молодеет, больных становится все больше. При этом реальная картина может быть еще хуже, ведь нередко горожане приходят к врачам уже когда практически невозможно что-то изменить.

— За последние 4 месяца значительно возросла онкозаболеваемость по нашему региону. Мы взяли 65 человек на учет. Много запущенных: из 65 случае 13 человек запущенных — это 3-4 стадия. Это очень много. В прошлом году было меньше — 11, — сообщила Ирина Баранова, врач-онколог.

Ситуация с экологией в городе серьезная. И что с этим делать сейчас, похоже никто не знает. Многочисленные круглые столы, субботники, проводимые на одном и том же месте, конкурсы детских рисунков и театрализованные акции ни дают никакого эффекта, хотя на это суммарно из бюджета выделяются миллионы тенге. Многие НПО и живут исключительно за счет госзаказа, объем которого позволяет лишь показать заботу об экологии, но никак не изменить ситуацию. На предприятия города особо рассчитывать также не приходится. Да, они тратят огромные средства, но часто деньги идут на то, чтобы снизить загрязнения с будущих производств, текущие же проекты затягиваются на годы: газоочистка конвертерного цеха «АрселорМиттал Темиртау» тому лучший пример. А приедут ли к нам зарубежные экологи, если им за это не будет платить Евросоюз, — большой вопрос.