fbpx

Живой экспонат появился в историко-краеведческом музее


Гость и участник мероприятия — настоящая охотничья собака. Музейщики в преддверии Наурыза рассказывают об особенностях национальной охоты. Сколько стоит щенок породы тазы, чем занимается охотовед и почему у любой дичи есть 50%-ный шанс на спасение.

Вытянутая мордашка, грудь — на уровне локтя, саблеобразный хвост. Этот пёс может развивать скорость до 90 км в час. Чистокровного представителя национальной собачьей породы тазы определить достаточно просто. А вот найти хороший экземпляр, по словам хозяина, уже посложней. В последнее время за чистотой породы никто не следил, и родословная многих собак подпортилась.

— Их очень много у нас, и за селекцией не следят. Уже разводят неправильно. Недостойными, например, и порода портится, — сетует Рамазан Усеев, пенсионер.

Гости необычного мероприятия в историко-краеведческом музее — семимесячный пёс Арлан и его хозяин Рамазан Усеев. Он разводит собак породы тазы уже почти 50 лет. Говорит, дело передалось по наследству. В основном разводит для себя, иногда, если щенков много, дарит или продает. Стоимость месячной собаки составляет почти 100 тысяч тенге. Да и содержание такого животного обходится в копеечку. Не говоря уже о силах на воспитание. Но охота у них в крови.

По словам охотоведов, на сегодняшний день в Казахстане насчитывается около 63 тысяч охотников, но охотой с собаками тазы занимаются не больше сотни человек. Однако этому вопросу в последнее время уделяется много внимания со стороны государства.

— Государство утвердило стандарт этой породы. Тем самым узаконив породу тазы как национальную породу собак. Это первый шаг государства к владельцам породы. Второй шаг — это, естественно, сейчас разрабатываются определенные нормативные документы, чтобы охота с борзыми, с тазы была на привилегированном уровне. Ну и, я думаю, в ближайшее время, в ближайший год-полтора мы это увидим. И также будут вноситься поправки в правила охоты для владельцев собак и беркучей, — надеется Сергей Леонтьев, главный охотовед республиканской ассоциации «Кансонар».

Сегодня в музее старшеклассники знакомятся с особенностями национальной охоты и профессией охотоведа в целом. Его деятельность связана со всем животным миром: это и учёт популяции, и разведение, и охрана, и даже разработка нормативных актов. Говорят, охотниками обычно становятся по наследству. Сейчас в Карагандинской области их насчитывается порядка двух тысяч. Для животной популяции это не слишком опасно.

— У нас правилами охоты созданы условия как бы 50 на 50. То есть 50% есть у животного, что оно уйдет, обманет охотника, а 50% есть у охотника. То есть, основываясь на своем знании, повадках животного, он либо доводит, либо, если у него знаний каких-то не хватает, то может и не добыть, то есть равно получается, — говорит Сергей Тлекбаев, охотовед.

Охотники сетуют: сейчас эта деятельность становится скорее развлечением. Для старых же, матёрых представителей касты — это настоящий стиль жизни. У них существует множество примет и этических правил.

— Когда добываешь подраненную дичь, ты отдаёшь патрон охотнику, который первый раз стрелял там. То есть там много, этих этик. Всех перечислить… Я вам один из примеров сказал, а так их очень много, — уверяет Сергей Тлекбаев.

Охота издревле была неотъемлемой частью жизни кочевников. И даже сейчас, в современном мире жажда погони, добычи и военных трофеев от дикой природы нет-нет да и просыпается в любом городском жителе. Всему виной вековые традиции, которые передавались и будут передаваться из поколения в поколение.