fbpx

«О концлагере забыть невозможно»


Накануне в мире отметили день освобождения узников фашистских концлагерей, установленный в память о восстании заключенных в нацистском концлагере Бухенвальд 11 апреля 1945 года. Эта дата, особенно дорога жительнице Темиртау ветерану войны Татьяне Кирилловой.

Ветеран Великой Отечественной войны Татьяна Кириллова принимает поздравления от Совета ветеранов завода «Бидай нан», на котором она проработала около тридцати лет. Они часто её навещают и ни в один праздник не оставляют без внимания. Для них Татьяна Кирилловна человек-легенда, железная леди, прошедшая войну и концлагерь. При воспоминании о пережитом на её глазах появляются слезы.

Татьяна Кириллова: «Как я самая старшая была, как не плакали. Мама бежала, она говорит, все время выходила туда на дорогу, кричала, что угнали самую старшую».

В ноябре 1942 года её, шестнадцатилетнюю девчонку увезли в Германию из маленькой деревни в Курской области, где она тогда жила. Очень долго, вместе с другими угнанными ехала в закрытых вагонах, не зная, что ждет ее впереди.

Татьяна Кириллова: «Везде возили, возили. А потом оказалось, в какой-то городок привезли, это западная Германия. Я попала на завод. Заводик маленький, «Кольб» назывался».

Так она и оказалась в немецком городе Вупперталь в трудовом концентрационном лагере. Впереди ее ждали долгие три года жизни и тяжелой работы на заводе. Но тогда узникам казалось, что им очень повезло.

Татьяна Кириллова: «Мы все боялись, тогда же все говорили, что где-то вот эти печи есть. И прямо на машину грузили и туда завозили, и там открывали и прямо туда ссыпали. Много, много детей погибло».

Всего на территории Германии и оккупированных ею стран действовало более 14 тысяч концлагерей, гетто и тюрем. Сколько там погибло людей не сосчитать. Когда в 1945 году война закончилась, пришедшие в Германию американские войска освободили лагерь, где была Татьяна Кирилловна. Впереди был долгий путь домой. Тревожило её тогда уже только одно – из дома нет письма.

Татьяна Кириллова: «Приехали два гонца военных на лошадях, я шла с работы и смотрю, стоят. Ой, говорю, это Ивана Алексеевича лошадь и Леши. Леша — так звали солдата. И я как дохожу до этого домика, смотрю, они выбегают. Ну, Таня, танцуй. Я говорю, нет, пока не открою, треугольнички же были письма. Пока не открою письмо, я танцевать не буду».

К радости Татьяны Кирилловны все ее родные оказались живы и здоровы. Позже, в 1947 году она уехала в Караганду, спустя еще несколько лет приехала в Темиртау, создала семью и родила троих сыновей. Говорит, что в целом жизнь удалась, однако страшные воспоминания не пускают до сих пор.