fbpx

Обязательную установку POS-терминалов отложили на полтора года


Индивидуальным предпринимателям не надо спешить с установкой в своих магазинах и офисах POS-терминалов. Правительство снова дало малому бизнесу передышку. Обязательную установку оборудования для приема безналичных платежей перенесли на полтора года.— Срок продлили после нашего совместного другими бизнес-сообществами обращения к депутатам, – говорит президент Казахстанской ассоциации предпринимателей Ермек Абильдин. – Мы постоянно твердим о том, что в этой сфере есть проблемы. И они не решатся за год или полтора. Во-первых, для малого бизнеса проблематично купить и установить эти POS-терминалы. Да они в большинстве случаев и не нужны, особенно в сельской местности. Получится так, что предприниматель купит этот терминал, положит его и накроет тряпочкой. Потому что наши люди не привыкли пользоваться карточками.

С ним согласна владелица салона красоты Елена Таранова. Она – индивидуальный предприниматель. Поэтому, как и все остальные, готовилась к тому, что к 1 июля ей придется купить и установить POS-терминал.

— Я думаю, что если бы я заранее установила POS-терминал у себя в салоне, он бы лежал мертвым грузом, – делится своим мнением хозяйка салона красоты. – Потому что никто из наших клиентов не пытался расплатиться карточкой. За прошедшие полгода всего два человека спросили, принимаем ли мы пластиковые карты. Об этом мне рассказал администратор. А в то время, когда я была в салоне, у клиентов таких вопросов не возникает. Все привыкли рассчитываться наличными.

В этом с владелицей салона красоты согласен директор компании «Asia Bell» Степан Вадюнин. Он, как рядовой покупатель, часто расплачивается в супермаркетах за покупки. Поэтому по себе знает, как у нас с этим сложно. Причем, в большинстве случаев, из-за часто возникающих сбоев связи.

—  Я в супермаркетах всегда рассчитываюсь только картой, – рассказывает Степан Вадюнин. – Причем я замечаю, что я такой один из десятков покупателей, которые стоят в очереди на кассы. Все остальные платят наличными. Кроме того, нужно сказать, что даже у супермаркетов нет технической готовности. Почему? Потому что даешь карточку и можешь простоять в ожидании, когда пройдет оплата, 5-10 минут. А другие покупатели начинают нервничать и ругаться. Я как представитель оператора связи, знаю, что во многих торговых центрах нет достаточного количества линии связи. Поэтому банки не могут их подключить.

Самой большой проблемой малый бизнес считает дороговизну POS-терминалов и их обслуживания. Комиссия банков доходит до трех процентов от безналичного оборота. А если через POS-терминал в месяц проходит меньше 200 тысяч тенге, то банк расторгает с предпринимателем договор. Ему просто невыгодно содержать аппарат, который не приносит доход.

— Установка POS-терминала для нас, индивидуальных предпринимателей – это дело очень затратное, – говорит владелица салона красоты Елена Таранова. – Надо купить сам аппарат, провести связь, обучить персонал, чтобы люди могли грамотно на нем работать. Чтобы клиент не нервничал, расплачиваясь за наши услуги пластиковой карточкой. По моим подсчетам, на покупку и установку POS-терминала надо потратить минимум 50 тысяч тенге. И то если это мобильное устройство. А если речь идет об обычном POS-терминале, то затраты еще больше.

А в конечном итоге пострадает потребитель. Ведь предприниматели не будут работать себе в убыток. Они затраты на установку оборудования заложат в стоимость своих товаров и услуг. Поэтому, убежден президент Казахстанской ассоциации предпринимателей Ермек Абильдин, нельзя всех без разбора заставлять устанавливать POS-терминалы. Вряд ли они нужны в парикмахерской или в магазинчике, где продают хлеб, сигареты и пиво.