В 2015 году в Казахстане отменят ЕНТ
Вместо одного тестирования школьники будут сдавать два экзамена: первый — после окончания школы, второй — при поступлении в вуз.
Множество споров в педагогическом сообществе вызывает переход на новую экзаменационную систему. Одни считают, что новый формат приведет к дополнительным стрессам у абитуриентов, другие уверены, что благодаря разделению выпускных и профильных экзаменов, качество образования в стране значительно улучшится. По словам директора гимназии имени Аубакирова, новый экзаменационный формат позволит и ученикам, и педагогам более ответственно подходить к процессу обучения.
— Ни для кого это не секрет, что ряд предметов проводились формально, а основной акцент делали на математику, историю Казахстана, предмет по выбору, государственный язык, русский язык. Остальные изучались постольку поскольку. Может быть, это будет плюсом для нашего общего понимания, что не надо нам готовиться именно к итоговой аттестации, а нужно просто обучать из года в год и приходить к тем знаниям, которые требует государственный стандарт на каждом уровне образования, — считает генеральный директор гимназии им. Т. Аубакирова Сергей Урываев.
По мнению руководства гимназии, главной проблемой ЕНТ является ограниченное время на решение задач. Не каждый выпускник за отведенное время на тестирование может полностью реализовать свои возможности.
— Скорость мышления у всех детей разная, и вогнать всех в одни рамки, в 3 часа, заставить выполнить одинаковый объем заданий очень сложно. Если тому же самому отличнику достаточно 3 часа, то среднему ударнику нужно 3 с половиной часа, чтобы выполнить максимально задания и показать хорошие результаты, — продолжает Сергей Урываев.
Учитель Лариса Волкотруб воспитала сотни успешных учеников. Считает, что тот метод сдачи экзаменов, который применяли в советское время, самый надежный и результативный. Говорит, из-за введения ЕНТ дети потеряли навыки красиво и грамотно выражать свои мысли.
— Когда ребята сдавали экзамены выпускные в 70-х, 80-х годах, на экзаменах они отвечали устно, учитель мог полностью увидеть результат своей работы, культуру устной речи. Четко можно было увидеть: этот ребенок материал знает, а этот – нет. А по тестам очень трудно определить, какой материал усвоен хорошо, а какой плохо, — говорит учитель высшей категории Лариса Волкотруб.
Не только педагоги, но и психологи уверены: новая экзаменационная система будет лучше прежней. Нынешние экзамены не дают выпускникам права на ошибку, что приводит к большим стрессам. Кроме того ЕНТ лишает детей возможности развиваться творчески.
— Главный приоритетом при сдачи ЕНТ у школьника, который имеет хорошие способности, у него на первом месте стоит именно как сдать, и поэтому развивается быстрота реакции, списывания, подготовки к тестам, но не развиваются аналитические способности. То есть ребенок утрачивает свою креативность, свою индивидуализацию, — уверяет председатель общественного фонда «Кайсар» Оксана Тарабукина.
По планам чиновников, новый формат выпускных экзаменов будет включать в себя 5 предметов, которые, кроме государственного языка, будут меняться ежегодно. Также в школах выпускники будут писать эссе. При поступлении в ВУЗы, абитуриенты будут сдавать два профильных предмета.