Человек как товар
30 июля во всём мире отмечается день борьбы с торговлей людьми.
К сожалению, рабство не относится к пережиткам прошлого и активно процветает в наши дни. Людей продают и покупают, используя множество схем: обман, шантаж, угрозы. Однажды оступившись, жертвы трудовой и сексуальной эксплуатации рискуют провести в неволе долгие годы и даже всю жизнь.
Житель Темиртау Сергей отправился в Каркаралинск в надежде заработать, в итоге 20 лет работал за еду. За это время подорвал здоровье и стал инвалидом. Однажды в степи, когда мужчина пас овец, конь сбросил его и серьёзно повредил ему руку. Хозяин решил, что работнику не нужна медицинская помощь. Это привело к тому, что рука Сергея неправильно срослась. О цинизме и жестокости современных работорговцев также красноречиво говорят многочисленные шрамы от побоев.
Сергей Васильев, жертва трудовой эксплуатации: «Вот этот шрам остался от кандалов. Просто полоса железа, неровно вырубленная. Натирал ногу сильно, уже черви начали появляться. В общем, я замотал её тряпками, чтобы сильно не тёрла и вечером, когда приходил, баранов пригонял, давали кушать и, если сильно не избили, то приковывали в сарае с баранами».
Не каждый решается бежать от хозяев, но Сергею это удалось.
Сергей Васильев, жертва трудовой эксплуатации: «Лекарства никакого не давали. Она уже подгнивать начинала, я мочился на неё, мочой поливал. В общем, она перержавела, я её сломал и сдёрнул оттуда».
Сейчас Сергей находится в Центре временного проживания для людей, пострадавших от эксплуатации. На сегодняшний день здесь проходят реабилитацию 11 человек, включая детей. В их числе Мадина. По словам женщины, на ферму, где её заставляли выполнять тяжёлую работу, она попала в 17 лет и провела там 22 года. За это время родила трёх детей от разных отцов. Чтобы удержать работницу, детей хозяева забрали себе. Спастись Мадине помог счастливый случай. Мобильная группа правозащитников вместе с полицейскими приехала в крестьянское хозяйство, по тревожному звонку. Кто-то сообщил, что на ферме есть рабы.
Мадина, жертва трудовой эксплуатации: «Они к нам на ферму туда приехали, неожиданно. Две машины и с ними пацаны приехали. Всех рабочих собрали, спросили, как вам платят, не платят, кормят, не кормят, условия как, спросили. Я одна только вышла и говорю, нет, я хочу уехать. Маму найти хочу, папу найти, родню найти. Сирота я была».
Работники Центра помогли Мадине вернуть детей и найти дальних родственников. Сейчас они общаются и налаживают давно потерянную родственную связь. Но вернуться к нормальной жизни непросто. По словам правозащитников, основная сложность заключается в том, что у большинства пострадавших утеряны документы. А без них человек лишён возможности получить медицинскую помощь, найти жильё, трудоустроиться.
Оксана Тарабукина, председатель ОФ «Кайсар»: «Нужно упростить механизм документирования. Лично мы занимаемся документированием, бывает, по несколько лет. Это мы, правозащитная организация, которая ходит за ручку с пострадавшим. А что говорить о таких людях, когда они пытаются сделать самостоятельно. Они никогда не смогут самостоятельно документироваться».
Немаловажную роль играет также психоэмоциональное состояние жертв работорговли. Для многих долгожданная свобода становится новым и очень сложным испытанием.
Оксана Тарабукина, председатель ОФ «Кайсар»: «Картина мира, она формируется в течение всей жизни, и вот если он другого не видел и не знает… вот до тех пор, пока человек не поживёт в нормальных условиях, он просто не знает. Многие из них не могут даже считать деньги, они их не понимают, потому что в руках они их никогда не держали. У меня была ситуация однажды, когда я девочку 7-летнюю привела в магазин одеваться. Когда девочка увидела изобилие детского товара, она упала в обморок».
В международный день борьбы с эксплуатацией правозащитники призывают казахстанцев проявить гражданскую позицию. Если есть информация о фактах трудовой или сексуальной эксплуатации, вернуть людям свободу можно, позвонив на телефон «горячей линии» 116-16 или 102.