Темиртау находится на грани экологической катастрофы
Из-за того, что 2 десятилетия в городе не ликвидируют последствия деятельности предприятия «Карбид», в Самаркандское водохранилище регулярно попадает ртуть. В скором времени объемы выбросов могут в разы увеличиться, что необратимо приведет к ЧС.
Темиртауский электрометаллургический комбинат находится на территории бывшего завода «Карбид», который при производстве использовал множество химически опасных веществ. Предприятия нет уже более 15 лет, но отходы производства тут хранятся до сих пор. На складе ТЭМКа расположены контейнеры с более, чем шестьюдесятью тоннами опасных отходов.
— В подземных и надземных емкостях находятся химические вещества: 20 тонн долецилмеркаптана, 40 тонн этилового эфира, метакриловой кислоты, 3,1 тонны винилбутилового эфира, 100 кубических метров щелочной воды, оставшихся от деятельности АО «Карбид, — перечисляет генеральный директор ТОО «ТЭМК» Станислав Граделев.
Тут же расположены и контейнеры с ртутью, общая масса которой составляет почти 1700 килограммов. Эти химические вещества должны были быть утилизированы еще в 2005 году, но они до сих пор находятся на территории завода. С каждым днем риск того, что произойдет пролив, только возрастает.
— На полу склада, где хранятся емкости с ртутью, имеются проливы металлической ртути. На протяжении более 15 лет, прошедших с окончания деятельности АО «Карбид», емкости хранения веществ наземные и подземные подвержены коррозии, и в любой момент может произойти их разгерметизация, что приведет к попаданию продуктов в грунт, подземные воды и, большая вероятность, — в Самаркандское водохранилище, — предупреждает Станислав Граделев.
При этом, по словам директора ТЭМК, попадание вредных веществ с комбината в Самаркандское водохранилище — это уже реальность. Причина в действующем коллекторе, по которому в советское время стекала ртуть, использовавшаяся при производстве.
Стоимость замены коллектора — более 270 миллионов тенге, но проблема не только в деньгах. На сегодняшний день и сама труба, и хранящиеся на складе химические вещества фактически бесхозные. Что делать с опасным наследием «Карбида», никто точно не знает, но некоторые варианты уже прорабатываются на уровне Республики.
— Я знаю, что по этой ртути есть желание у киргизов, они просили на свое производство, безвозмездно, конечно. Но эти их «хотелки», но один из вариантов. Чем утилизировать, легче кому-то ее передать. Затратная часть утилизации намного превышает саму себестоимость, — пояснил заместитель министра по ЧС Смаилов Жанболат.
Но для этого необходимо создать комиссию, которая должна инициировать передачу вредных веществ в государственную собственность. Это обсуждается уже не первый год, но дальше разговоров дело так и не пошло. В этот раз, обещают в министерстве, процесс точно сдвинется с мертвой точки.
— Я думаю, в течение полугода будет решаться вопрос по передаче. Там есть определенные этапы: пока здесь комиссия создастся, пока комиссия акимата передаст в Республику… Мы будем во всех этих комиссиях участвовать, мы будем этот вопрос поднимать и мы не остановимся, — заверил Смаилов Жанболат.