Поселок Чкалово затопило
Сейчас попасть в населенный пункт можно только со стороны республиканской трассы.
Территория поселка Чкалова превратилась в сплошное море. 14 апреля. Местные жители снимают все на сотовые телефоны. Они проверяют, насколько от воды пострадали дома.
— Два холодильника дома плавают. Ущерб — это людям деньги, как обычно. Люди годами это все наживали. Потом в этих сырых домах жить, вот шкаф в воде стоит, — негодуют сельчане.
Всего в поселке затопило 49 домов. Большая вода начала прибывать 12 апреля. Люди спешно стали вывозить скот. Так выглядел поселок 13 апреля. Елена Филиппиди живет в Чкалово 20 лет, пережила здесь уже три потопа. О том, что ее дом затоплен и на этот раз, ей сообщили на работу. Все, что смогла сделать ее семья — спешно эвакуироваться. Возмущаться у нее уже нет сил.
— После того наводнения думали, что это больше не повторится, нам же сказали, что дамбу закрепили. В тот раз нам сказали, что вода пришла с Каркаралинска, а в этот раз я не знаю, откуда она идет, — говорит женщина.
На месте дежурят полицейские и спасатели, опасную территорию ограждают, по мере поступления воды народ за пределы красной ленты не пускают.
Ольга Нугманова тоже коренная жительница поселка. Говорит, в Советское время и снега было больше, но таких потопов не было. Накануне успели отогнать скот и отправить к родственникам годовалого внука.
— Каждый раз нас пугают, готовят. В прошлый раз нам сказали: «А что, вы хотели урвать у государства?». Нам не надо этих денег, пусть они там, на дамбе делают. Потому что как потом детям жить в этой сырости?
Сейчас вся ее семья вынуждена искать временное жилье.
В том, что поселок топит, сельчане винят власти, говорят, это они вовремя не приняли меры, а теперь из-за вынужденных сбросов с темиртауского гидроузла приносят в жертву все села, которые находятся ниже дамбы по руслу Нуры.
— Это только государство виновато. Они раньше должны были сброс делать на дамбе. В прошлом году сброс вовремя сделали, и не было никакого подтопления. А в этом поздно сделали — и вот она опять вода, — уверена жительница поселка Настя Нугманова.
Люди обреченно наблюдают за тем, как постепенно вода заливает поселок, женщины плачут, мужчины не стесняются в выражениях. Есть и те, кто уже на все смотрит с юмором. Николай Ротт при эвакуации из дома забрал лишь вилок капусты.
Оптимизма Николая сельчане не разделяют. Совсем не рады происходящему и спасатели, они уже несколько суток на ногах, оповещают людей, проводят эвакуацию. Руководитель управления по ЧС Темиртау Арман Алпысбаев терпеливо выслушивает критику людей и относится к ней с пониманием. Говорит, сейчас для него важно, чтоб никто не пострадал. А люди дисциплинированностью не отличаются. Эту бабушку пришлось эвакуировать из зоны затопления на лодке. Пенсионеров предупреждали несколько раз, но они отказались покидать хозяйство, а когда вода начала прибывать, старик попросил забрать жену. Сам же уезжать из дома наотрез отказался. Убедить его спасатели не смогли.
По словам Армана Алпысбаева, увеличение сброса воды с Самаркандского водохранилища — мера вынужденная, это решение принимается коллегиально. Ежедневно работники гидропостов делают замеры по приходу воды в водоем и докладывают об этом вышестоящему руководству. Поселок Чкалово находится в зоне риска, его топит очень часто.
— В 2015 году сброс воды был до 1600 кубометров в секунду. А вообще, ранее в 1980-ых годах, поселок Чкалово попадал под потопление при сбросе 300 кубов. Потом русло реки почистили, проводили такие работы, и уже позже при сбросе в 300 кубов подтопления здесь нет. Все равно, подвижки к лучшему есть, — уверяет Арман Алпысбаев.
Сразу в трех поселках Карагандинской области объявлен режим ЧС природного масштаба. Это значит, сельчанам должны выплатить компенсацию за ущерб. Вода зашла внутрь 123 домов. После того, как уровень воды спадет, специальные комиссии будут подсчитывать убытки. В поселке Чкалово сегодня вода отступила, люди потихоньку начинают возвращаться в свои дома.