Великий и могучий?
В Казахстане не утихают споры вокруг новых учебников по русскому языку за 7 класс. Неклассические задания, примеры с участием интернет-сленга и тарабарского языка — все это вызвало волну недовольства и у жителей Темиртау.
Этот странный набор букв — не плод разыгравшейся детской фантазии, а вполне существующая задача по русскому языку, утвержденная в новом учебнике для седьмых классов. Этот пример на так называемом тарабарском языке вызвал волну возмущения у родителей учеников. Они негодуют: зачем нужно было добавлять в школьную программу подобные задания. Не понимают этого и сами школьники. Ученица 7 класса Ксения Королева, ознакомившись с новым учебным пособием, пришла к неутешительным выводам.
— Мне кажется, что для седьмых классов такие тексты немного странны, и в самом содержании нет никаких тем по русскому. Там в основном про интернет, про погоду и климат, про проблемы бездомных, а о русском даже в содержании ничего нет, — говорит подросток.
Обескуражены новыми учебниками и педагоги. Говорят, обучать детей по обновленной образовательной системе сложно. Что тут говорить о детях?
— Учителям нужно перестроиться. Хотя мы и прошли курсы повышения квалификации летом, но одно дело, когда ты все это в теории смотришь, другое дело — на практике. Мы сталкиваемся с трудностями, потому что и подготовка к урокам сейчас у учителей занимает больше времени: поиск материала, который нужно предложить детям, чтобы им было интересно; какие-то нестандартные формы проведения; использование новых подходов. Нам трудно, значит, детям трудно, но они перестраиваются, при умелом руководстве они будут с удовольствием работать, — говорит Елена Ефремова, учитель русского языка и литературы.
Учебник по русскому языку для седьмых классов состоит из девяти разделов. Но вместо привычных тем здесь встречаются такие, которые к русскому языку относятся ну с очень большой натяжкой. Например, есть разделы посвященные интернету, климату, ГМО и защите бездомных. То, что эти темы никакого отношения не имеют к русскому языку понимают даже дети.
— Нет правил, не объясняют, как упражнения делать, и очень сложные упражнения. Хотя бы грамматика, правописание гласных — это нужно. А здесь интернет, 9 мая, погода — зачем? Хотя бы в историю это добавили, — считают дети.
Возмущены новым учебником и специалисты. Доктор филологических наук Айгуль Исмакова, которая на днях выступила в студии 31 канала, уверена: — обучать детей по новой хрестоматии категорически нельзя.
— Я просто в шоке. Бедный русский язык! В такой форме он нуждается в защите профессионалов, такой книгой нельзя преподавать русский язык. Я думаю, эксперты здесь были привлечены, которые далеки от профессионального знания русского языка. Это очередная большая ошибка нашего министерства образования, — заявила Айгуль Исмакова, доктор филологических наук, профессор.
Есть у нового учебника и свои положительные стороны. По сравнению со старыми изданиями, он стал более красочным и современным. Однако, говорят специалисты, авторы книги не главного: это учебник, а не журнал, и главное в нем должно быть содержание, а не картинки.
— Преподавание русского языка должно происходить на примере классических текстов русской литературы, которая начинается от Толстого и Пушкина и заканчивается современными писателями, которыей вносят определенный вклад в развитие и нынешнего функционирования правильного русского классического литературного языка. А в этой книге — все что угодно. Эксперименты, заметки из газет бульварных, — отметила Айгуль Исмакова.
Но деваться педагогом некуда. Школьная программа утверждена, деньги на книги выделены, издания уже поступили в школы. А значит, учителям придется как-то выкручиваться самим, чтобы донести хоть какие-то знания до своих учеников.