«Грани эмансипации».
Первая женщина-космонавт, первая руководительница поселкового совета, первый дипломированный врач Самаркандского поселка. Сложно представить, что ещё в начале прошлого века представительницам прекрасного пола были недоступны высшее образование, руководящие должности и спортивные увлечения. Столетиями женщины боролись за равноправие и свободу от социального давления. Эмансипацию как сложное социальное явление изучали сотрудники музея. Итогом восьми лет исследований стала философская экспозиция.
Татьяна Хмелёва, старший научный сотрудник городского историко-краеведческого музея: «Она действительно по-разному, где-то, может быть, колко, где-то, может быть, откровенно и, наверное, с большой любовью всё-таки рассказывает о том, как поменялись женщины в связи с эмансипацией».
Не обошли сотрудники музея вниманием и неоднозначные стороны эпохи равноправия. Эмансипация дала женщинам возможность самим распоряжаться своим телом. Появились «гражданские» браки, участились разводы и аборты.
Татьяна Хмелёва, старший научный сотрудник городского историко-краеведческого музея: «Сейчас, как известно, женщина сама решает, рожать ей ребенка или нет. И вот как напоминание об этой стороне граней эмансипации мы сюда вывесили вот такое гинекологическое зеркало, которое связано с личной интимной жизнью женщины».
Вся инсталляция заключена в огромные буквы, на которых размещены фотографии независимых жительниц города на современном этапе. За изображениями сильных и суровых красавиц прячутся маленькие женские секреты: кружево, каблуки, бигуди – женская нежность, скрытая от посторонних глаз. Все предметы экспозиции тянутся к её центру — белому платью, как символу женственности.
Татьяна Хмелёва, старший научный сотрудник городского историко-краеведческого музея: «Мы попытались с разных сторон рассмотреть эмансипацию как достижение. Может быть, это достижение, а может быть, это плен, в котором находятся женщины, и в котором, находясь сейчас на одинаковом уровне с мужчиной, тем не менее, стараются уберечь в себе вот это белое платье женственности».
Неоднозначность выставки подчеркнута освещением, создающим особую атмосферу. Предметы эмансипации накладываются тенью на окружающую обстановку. Сотрудники музея надеются, что инсталляция привлечет не только горожанок Темиртау, но и их спутников.