fbpx

Подорожание продуктов неизбежно


Темиртауские предприниматели признались, что не могут продавать социально-значимые товары по предельно-допустимым ценам. Причина проста: закупочная стоимость уже выше рекомендованной правительством, а работать себе в убыток владельцы торговых точек не хотят.

 

В начале апреля в каждом отдельном регионе Казахстана установлены предельно допустимые цены на 9 из 19-ти социально-значимых продовольственных товаров: хлеб, крупы, рожки, муку, мясо, яйца, подсолнечное масло и соль. Однако, владельцам местных магазинов оказалось сложно придерживаться рекомендуемой стоимости, ведь оказалось что даже поставщики продают дороже, чем указано в этом списке.

 

Лариса Литвинова, предприниматель: «С нас смотрите, что требуют. Рожки, если брать хорошие рожки, сейчас на них закупка идёт 205 тенге, нормальные рожки с хорошей муки, вернее их делают из крупки, для того, чтобы они были хорошими. Потом гречневая крупа — ни на одной фирме, вот я сейчас сама закупалась, я вот только приехала вся грязная, пыльная, ни на одной фирме нет гречки. Последний раз мне, когда предложили гречку на какой-то фирме, 360 — это закупочная цена, я в ужасе убежала оттуда. Не стала брать вообще».

 

Цену за килограмм пшеничного хлеба установили в 142 тенге. При весе одной булки в 500-550 грамм, её стоимость должна быть не выше 78-ми тенге. По факту таких цифр на ценниках нет даже близко.

 

Татьяна Небоженко, предприниматель: «Хлеб привозят к нам в магазин по 85-88 тенге, смотря какая фирма. «Сарыарка» – 85, «Орион» – 88. Наш магазин так и торгует по закупочным ценам. Мы не поднимаем на хлеб ни одной копейки. Если учесть, что к нему ещё идёт мешочек – это мы уходим на минус. Но мы не можем сделать -3, -4, -5».

 

Предприниматели считают, что министры торговли, сельского хозяйства и экономики, прежде чем установить привлекательные для населения, но крайне убыточные для МСБ цены, должны были провести работу с теми, кто эти товары изготавливает. Отдуваться за всех, в условиях высокого курса доллара и режима чрезвычайного положения, бизнесмены не хотят.

 

Лариса Литвинова, предприниматель: «Лично мы — конечная инстанция, предприниматели, которые держат магазины, у нас нет никакой цели — завышать цены. Потому что наработать магазин, привлечь к себе покупателей, клиентов — это дорогого стоит. То очень большой труд, мы должны делать для них всё, мы стараемся, они нас тоже понимают, уважают. Так что давайте, может быть, начнём за эти цены разговаривать сначала с теми, кто выращивает эту продукцию, кто продает её оптом, потому что если мы закупаем за 270, за 261 рис продавать не можем».

 

По словам предпринимателей, если цены на самые популярные среди населения товары не будут пересмотрены, они вовсе могут исчезнуть с прилавков.

 

Лариса Литвинова, предприниматель: «Три выхода: первый – вообще не брать эти продукты и не торговать ими. Второй выход такой, что продавать в убыток себе, но у нас такие большие расходы, у нас коммуналка одна только сколько стоит. Третий вариант – можно взять гречневый продел, рисовую сечку, еще там рожки какие-нибудь чёрные совсем, поставить их по тем ценам, по которым вы требуете. Но мы своих покупателей уважаем, у нас очень большая конкуренция, поэтому мы им сразу будем честно говорить: вот есть вот дешевое, а вот есть хорошее».

 

То, что в Темиртау действительно поставляются дорогие товары, подтвердила и специальная мониторинговая группа.

 

Владимир Быков, руководитель специальной мониторинговой группы по Темиртау Департамента агентства по противодействию коррупции, депутат городского маслихата: «Этот список немножко взбудоражил предпринимателей, в плане того, что невозможность исполнения этого списка, по причине завышенности цен при покупке этих товаров, либо заниженности цен при утверждении данных товаров именно на Карагандинскую область, город Темиртау. Мы просто заходим, смотрим цены, ходим по магазинам, интересуемся, по какой цене покупали. Человек идёт на контакт – он показывает, говорит что да, мы с такой-то проблемой столкнулись. Из-за этого мы в принципе и выявили вот эту проблему».

 

Руководитель мониторинговой группы, в связи со сложившейся ситуацией уже написал письмо министрам, принявшим список предельно-допустимых цен, с просьбой его пересмотреть. Но, как оказалось, приказ уже подписан и вступил в законную силу.