Стоимость проезда в автобусах вырастет до 70 тенге
Таковы результаты общественных слушаний, которые прошли на днях в городском акимате. Выслушав все стороны, немногочисленные присутствующие пришли к выводу, что именно 70 тенге является оптимальным вариантом. Несогласны с этим только сами автоперевозчики, они надеялись но повышение до 90 тенге.
Общественные слушания по вопросу повышения тарифа на проезд в общественном транспорте были назначены в рабочий день, к тому же на три часа дня. Неудивительно, что прийти на них смогли далеко не все жалеющие. Выступая перед практически пустым залом, в котором присутствовали по большей части лишь водители автобусов, депутаты и представители госорганов, руководство автопредприятий вновь рассказало о причинах, по которым необходимо повышать расценки. Аргументы все те же: девальвация, повсеместный рост цен и, конечно, ситуация с топливом.
— Когда мы начинали разговор, на заправках еще бензин был. Сегодня, возможно, последний день есть 80-ый бензин по 89 тенге. Талоны до сегодняшнего дня мы покупали по 105 тенге. Буквально сегодня «Гелиос» позвонил, что 2 тонны последних на «Кала колик» и «ТТС» осталось на завтра. На других заправках с завтрашнего дня по талонам будет стоить 110 тенге литр бензина 80-го. Разница: то ли 89, то ли 110? — обратился к собравшимся директор ТОО «TTS» Марат Беркалиев.
Все эти причины негативно сказываются на деятельности автопредприятий, поэтому их руководство по специальной формуле вывело новые тарифы. Для каждого конкретно маршрута они варьируются от 58 до 109 тенге, но в среднем выходит 90. Правда, в том, что методика подсчета правильна, сомневаются даже сами инициаторы повышения цен.
— В парке, где на 80% хотя бы обновленная техника, тариф по этой методике расчета будет стоить где-то 180 тенге. Если в автобусном парке автобусы старые, от есть возраст подвижного состава очень большой, при расчете по этой методике тариф, возможно, будет 20 тенге. Это абсурд, но другой методики у нас нет, — пояснил Марат Беркалиев.
В отсутствии горожан инициативу на себя взяли их законные представители — депутаты городского маслихата. Все они сошлись во мнении, что повышать тариф нужно, но важно при этом понимать, что горожане получат взамен.
— Насколько изменится качество услуг автоперевозчиков? Жители прекрасно понимают, что надо повышать стоимость проезда, но они должны видеть результат, — выступил депутат городского маслихата Талгат Акишев.
Однако ответа народные избранники так и не получили. Все зависит от того, каким будет новый тариф. При относительно незначительном повышении, денег может не хватить даже на пошив жилеток для кондукторов. Поэтому главный вопрос, который встал перед депутатами, — какими должны быть новые расценки.
— Поднять на ту процентную ставку, на которую произошла девальвация — 21%. Это 65 — 70 тенге. Это допустимая норма повышения проезда, — заявил депутат городского маслихата Иван Сиверский.
Впрочем, тут же депутаты признали, что тариф в 65 тенге покроет лишь прежние убытки. Для того, чтобы еще какое-то время не поднимать этот вопрос, было решено накинуть сверху еще 5 тенге.
— Поскольку мы все понимаем, что вот-вот грядет повышение цен, я вносил предложение, что давайте еще увеличим стоимость проезда, потому что перевозчику надо на что-то жить, на что-то существовать, он не может по нулям работать. Было предложение на 5 тенге еще увеличить, то есть 70 тенге, — пояснил депутат городского маслихата Фарит Валеев.
Именно за этот тариф и проголосовало большинство присутствующих. Тариф в 70 тенге устроил всех. Кроме руководства автопредприятий.
— Даже если 70, мы едва догоним вчерашний день, но не сегодняшний. С сегодняшнего дня нам придется опять догонять. В случае неудовлетворения наших просьб, никто не может остановить нас подать в суд, потому что у нас экономически все обосновано, — заявил Марат Беркалиев.
Впрочем, до суда дело если и дойдет, то еще очень нескоро. Чтобы утвердить новый тариф необходимо провести целый ряд довольно долгих процедур. Но перед тем, как это делать, нужно все-таки определиться с новой стоимостью проезда. 70 тенге — это основной, но все-таки лишь один из возможных вариантов.