fbpx

Сезон высоких цен в самом разгаре.


Весной растут не только цветочки, но и цифры на ценниках. По мнению продавцов овощей и фруктов, это связано с тем, что прошлогодние запасы подошли к концу, а новых ещё нет. Тепличные продукты обходятся дороже.

Жанна, продавец: «Свежая капуста, например, сейчас стоит 350-400 тенге. Наша. Тоже вот первые все, то, что дорогие, оно связано с тем, что первые приходят нам тепличные. Наши, казахстанские, бишкекские запасы. А вот старые запасы, те, что кончаются, их много нет. Если и есть, такое вот качество, они сухие, можно сказать, когда товар уже в конце, отходит, не очень качественный. А вот самые качественные, первые, тепличные — они очень дорогие».

Продавцы говорят, это ежегодная проблема. Весной цена взлетает до небес, а к концу лета овощи отдают почти даром. Нормализация цен на местные продукты начнется приблизительно через месяц. А вот импортные овощи и фрукты в цене не изменяются в течение всего года. Мясо тоже держится на одном уровне, курица и вовсе слегка подешевела: зимой продавали по 950, сейчас можно найти от 850 тенге. Продавцы заверяют: скоро и яйца станут доступнее. И цены в канун праздника Пасхи никто завышать не станет.

Наталья, продавец: «Очень редко бывает подъем на Пасху. В основном, наоборот, в зимний период возрастает цена. А на Пасху — нет, к весне наоборот, ещё больше яйцо поставка идет».

А вот на рис и масло прогнозов продавцы не дают. Макароны и крупы постепенно прибавляют в цене. Согласно данным отдела предпринимательства, с начала года рис подорожал уже на 30 тенге, мука — на 15, масло — на 17 тенге.

Роза, продавец: «Все продукты подорожали. Рис, макароны. Конечно, чай, на него цена на 30-50 тенге выросла. А вот масло подсолнечное стало дороже на сто тенге. Сахар тоже стал дороже».

От роста цен страдают продавцы – покупательская способность падает, продукты пылятся на витринах. Люди жалуются:

«Разве можно такие цены, конечно. Ещё придешь, да обвешают, обсчитают. Вообще недоступные. Уже стараешься то в супермаркет сходить, то ещё куда-нибудь сходить. А уж если себе отказывать, то не купить, то не купить, для чего мы живем тогда? А если мы позволим всё себе, то пенсия уходит вся на питание».
«Сахар, мука, масло — самые необходимые для нас продукты, мы из них каждый день готовим, всегда их берём. Они становятся всё дороже и дороже. И мясо стало дорожать. А зарплата маленькая».
«Все продукты подорожали. Зарплату не поднимают. Постоянно цены растут, вроде на 5, на 10 тенге, но даже это очень бьёт по нашему карману».
«Ну, яблоки, ну 450 тенге, ну куда? Дорого!».

Тем временем в отделе предпринимательства ведут ежедневный мониторинг цен в Темиртау по девяти торговым точкам. И действительно отмечают значительное подорожание овощей. Причина – в затратах на логистику. Везти далеко.

Айганым Исенова, руководитель ГУ «Отдел предпринимательства и сельского хозяйства»: «Если рассматривать точечно, то это капуста, которую жители города уже ощутили на себе, морковь и лук. Вот данная группа товаров, которая возросла в цене. Если говорить о бакалейной продукции, то здесь у нас незначительный рост цен коснулся продуктов: рожки, мука 1-го сорта и хлеб пшеничный из муки 1-го сорта».

Причина высоких цен на рожки, хлеб, муку, рис и пшено – в дефиците зерна у поставщиков. С этим же связаны кол*&^%ия цен на курицу. Спрогнозировать дальнейшее поведение цен сложно, однако в акимате ведут активные переговоры с хлебопекарнями всех уровней. И по традиции приглашают на ярмарки.

Айганым Исенова, руководитель ГУ «Отдел предпринимательства и сельского хозяйства»: «С прошлого года мы начали практику заключения меморандумов на прямые поставки продукции, мы работаем с крестьянскими хозяйствами ближайших округов и районов. Например, на настоящее время у нас заключен меморандум о сниженных ценах с крестьянским хозяйством «Елмай», которое производит и реализует у нас молочную продукцию. Если вы бываете на ярмарках, там всегда очередь возле них. То же самое касается и плодоовощной продукции. Сейчас мы будем обновлять данные меморандумы, искать новые источники, новых поставщиков, такую практику будем продолжать».

Главная цель меморандума – исключение посредников. Производитель сам поставляет свой товар на ярмарку, где ему предоставляется место. Таким образом снижается цена товара. В прошлом году отдел предпринимательства заключал меморандум по картофелю и макаронам, в этом году надеются на весь перечень социальных продуктов. Также в целях экономии сотрудники рекомендуют жителям города обращать внимание на акции и распродажи в супермаркетах.