fbpx

Очередной скандал с трудовыми отрядами


Молодежь, трудоустроенная по госпрограмме «Жасыл ел», не может получить заработанные деньги. Сумма зарплаты оказалась на 10% ниже обещанной. Однако фирма, которая заключала с детьми трудовой договор, уверяет, что действует в рамках закона. Между тем, родители детей, не получивших свои деньги в полном объеме, обратились в прокуратуру.

 

По государственной программе «Жасыл ел» молодёжь Темиртау целый месяц летних каникул убирала самые грязные территории города. Однако когда ребята пришли за своей зарплатой, сумма оказалась намного меньше обещанной.

 

Лиза Иванова, боец молодёжного отряда «Жасыл ел»: «Я не пропускала ни разу, я должна была получить 34 тысячи. Мне дали 33. Даже 33 не дали. Потому что я дала 500, у них не было на сдачу. И они сказали: «Дай мне 500, я дам тебе 33». Потом я вышла, спрашиваю у ребят, сколько вам дали зарплату? Все говорят 34. В смысле 34? Почему мне 33 дали? Я захожу, говорю, дайте мне мою тысячу. По сути глупости, да, но всё-таки я за честность. Я так же, как и все работала».

 

Практически у всех подростков возникают вопросы по начисленной сумме. По их словам, кому-то приписали несуществующие пропуски, а кому-то и вовсе не засчитали весь сезон.

 

Асылжан Даулетбаев, боец молодёжного отряда «Жасыл ел»: «Просто так, подписали сами контракт, ничего не дали. Сказали уйти и с родителями прийти. Хотя он весь месяц работал».

 

Оказалось, что в договоре указаны 20% удержания в пользу пенсионного фонда и подоходного налога. Сам документ дети не читали – их подписывали в самом конце рабочего месяца без законных представителей и под страхом остаться без денег.

 

Елизавета Седышева, боец молодёжного отряда «Жасыл ел»: «Мы всё подписали. Нам сказали: если не подпишите, мы не дадим заработную плату. Мы подписали договор. Там было написано 20%? Вообще, мы не читали, она торопилась очень. Всегда в спешке, мы ставили подписи всегда в спешке».

 

Жанерке Тенельбаева, боец молодёжного отряда «Жасыл ел»: «Нам ничего не говорили. Например, мне нет 18-ти, нам должны были на руки дать, чтобы родители проверили. А они нам сказали: «подставьте подпись», и мы просто поставили подпись».

 

Фирма «Умит Жолы Караганда», с которой конфликтует молодёжь, выиграла тендер по работе с темиртаускими трудовыми отрядами «Жасыл ел» впервые. Говорят, действуют в рамках закона. Вот договор, вот подпись.

 

Жанна Ауписимова, куратор ОО «Умит Жолы Караганда»: «Вот подпись, сами поставили. Дети сами поставили. А теперь возникают вопросы: где я, почему меня нет?».

 

Договор с детьми оформили гражданско-правовой, говорит бухгалетр фирмы, и сумма отчислений по нему составляет 20%. В отличие от трудового договора, по которому пенсионные отчисления составляют всего 10%. Остальные отчисления, в том числе медицинское страхование, должен оплачивать сам работодатель. Отрицают в фирме и то, что дети не понимали, какой документ дают им на подпись.

 

Экземпляра договора на руках у представителей фирмы не оказалось. Не смог бухгалтер также объяснить, почему у детей не было положенной по закону копии документа.

 

Айман Ауписимова, бухгалтер Оо «Умит Жолы Караганда»: «У нас в карман ни одна копейка не идёт. Мы никого не обманываем. Если по закону нам скажут «да», выплатить, мы без проблем выплатим. Мы ссылаемся к закону. Если нам закон скажет выплатить, как положено, без 20%, то мы, пожалуйста, выплатим. Без проблем. Мы ни от кого не убегаем, ни от кого не прячемся. Просто здесь недоразумение в том, что дети сами пропуски делают, подписи их все есть, детей, табель есть, они сами выясняют и сидят».

 

Родители школьников собрали инициативную группу и написали заявление в прокуратуру.

 

Елена Семёнова, родительница: «Нам сказали, что с вас высчитывают 20%, это 10% походный налог, и пенсионный. Но от минимальной заработной платы подоходный налог не высчитывается, мы знаем свой закон. Нам сказали: «Нет, высчитывается, у вас есть договор». Но мы договор этот не видели, его заключили с нашими детьми уже после окончания работы, это было 1 августа, на остановке возле мечети».

 

Так же родителей возмущает отношение представителей фирмы к детям.

 

Манат Аубакирова, SOS-мама: «На протяжении всего периода работы с детьми Ауписимова Жанна обращалась с детьми очень жестоко, было жестокое обращение с детьми, подавление их. Она унижала человеческое достоинство людей. На попытку реагировать, отстоять себя, у неё была такая реакция: «Я вас уволю, я вам не заплачу, заткнись» и туда-сюда».

 

Строгий куратор, говорят дети, грозила не только увольнениями, но и штрафами. А за то, что отряд обратился за помощью, и вовсе решила устроить травлю.

 

Манат Аубакирова, SOS-мама: «Вот моя девочка Лиза. Её сегодня оставили в конце, самой последней получать деньги. Потому что она обратилась за помощью в СМИ. Её оставили там, и потом Жанна Ауписимова стала угрожать ей. Она говорила: «Кто ты такая? Почему ты обратилась в СМИ, кто ты такая, почему ты обратилась в акимат за помощью, ты у меня за всё ответишь, вы у меня все за всё ответите». Угрожает, вот».

 

Впрочем, своего отношения к детям и ситуации в целом Жанна Ауписимова не скрывает. Вечером после конфликта женщина высказалась в мессенджере whatsapp, обвинив детей в отсутствии воспитания:

«Что я поняла: один человек боится выйти против одного, поэтому он собирает своё стадо. Естественная природная защита, так говорится. Бл.. Слов нет, если честно. Я б вместо родителей проучила бы так, что мало не показалось бы. В их годы мы боялись против взрослого человека что-то говорить, не говоря уже о действиях. И жаль этих детей, таким темпом рано постареют. Вот к каким результатам приводит неправильное воспитание».

 

Согласно технической спецификации, фирма обязана заключать с детьми именно трудовой договор. То есть налицо нарушение условий тендера. Акимат направил письмо фирме с требованиями исправить все недочеты и представить отчёт за оба месяца работы. Ещё неизвестно, в какой форме были заключены договоры с первым сезоном этого года. Говорят, не заплатят фирме оставшуюся часть суммы, пока «Умит Жолы Караганда» всё не исправит. К слову, сумма тендера составляет более 6 миллионов тенге.