fbpx

Вместо оценок в школе будут баллы


Начиная с этого учебного года в темиртауских школах внедрена новая система оценки успеваемости школьников. Теперь ученикам вместо привычных двоек и пятерок в дневники ставят баллы. Это новшество уже вызвало много споров у педагогов и родителей.

Начиная с этого учебного года темиртауские малыши обучаются по новой программе. Теперь знания первоклассников оцениваются не привычными двойками-пятерками, а баллами. По словам учителей, это сделано для того, чтобы увеличить диапазон оценивания знаний у детей.

— Если раньше мы ставили 5 с минусом или 5 с плюсом — как это объяснить? Ребенок этого не видит. Cейчас в этом суммативном оценивании есть разбалловка, каждое задание имеет свой балл, и ребенок уже видит, что он получит, и где у него есть какие-то погрешности, где-то ошибки, — уверена Лариса Сенькина, учитель начальных классов ОСШ № 27.

Данное нововведение родители первогодок восприняли по-разному. Одни уверены, что балльная система позволит более тщательно оценивать знания и навыки детей, другие напротив, считают, что у первоклассников появятся дополнительные сложности в усвоении материала. Так, мама школьницы Елена Тыщенко уверена: новая система оценивания имеет как плюсы, так и минусы. Самым большим недостатком считает большую загруженность детей, тем более на фоне внедрения системы трехязычия.

— Стараются загнать большое количество тем, которые ребенок не может сразу все усвоить. Я понимаю, 5 и 7 классы — это уже следующая ступень, и учителей переобучают, нужно им какие-то предметы преподавать на английском. Как если дети-первоклассники еще не знают алфавита? Нам уже задают большие тексты учить на английском языке, пересказы, учить песни, словосочетания — они не знают алфавита, не знают, как буквы сочетаются и правильно читаются, — говорит Елена Тыщенко, мама первоклассницы.

Новая система оценивания, которая называется критериальной, сейчас внедрена среди первых классов. Со следующего же года по новому формату начнут обучать пятые и седьмые классы. И если у малышей отторжения новая система не вызывает, то для старших классов, говорят психологи, ситуация может измениться, так как им придется перестраиваться с привычной пятибалльной системы на другую. А это для детей стресс. Потому специалисты советуют родителям поддерживать детей в переходный период.

— Что касается психологической атмосферы, очень много зависит и от учителей, и от родителей в первую очередь. Если в семье это воспринимается как негативный фактор — а что-то новое всегда настораживает, вызывает тревогу, — если родители будут поддерживать ребят, то им будет легче это переживать, — уверяет Ирина Ходарева, педагог-психолог ДЮЦ «Алем» г.Темиртау.

Тяжело дается переход на новую систему оценивания и учителям. По словам директора гимназии им. Т. Аубакирова, если раньше для проверки работы ученика достаточно было просто поставить оценку, то сейчас преподавателям приходится в устной и письменной форме разбирать чуть ли ни каждый пример. А это отнимает очень много времени.

— Самый сложный переход — это для учителей, это в большей степени какой-то негатив. Пока не придет понимание, потому что это больше времени на подготовку суммативных работ. Есть, конечно, типовые разработки, но мы пришли к выводу, что для каждого коллектива есть свои особенности, и учителю все-таки в дальнейшем придется корректировать типовые задания именно под уровень классного коллектива. Это сложность в подборе заданий, в определении правильных критерий, это будет занимать время и, конечно, это раздражение со стороны учителей, что они будут больше тратить времени на проверку той же работы, — поясняет Сергей Урываев, директор гимназии им. Т. Аубакирова.

Несмотря на все минусы, в темиртауском отделе образования уверены: новая система оценивания более качественная по сравнению со старой, советской. Она позволяет не только вкладывать в детей знания, но и отрабатывать навыки и умения, которые требуются в современном обществе.

— Дело в том, что всему свое время. Она уже изжила себя, эта пятибалльная система, сейчас уже действительно во всем мире используют эту систему, и она дает свои результаты. Все направлено на то, чтобы ученику вовремя была оказана помощь в усвоении программного материала, — говорит Гульнара Сейдахметова, региональный координатор по критериальному оцениванию г.Темиртау.

Улучшится ли качество знаний у детей с появлением новой системы оценивания, покажет лишь время. В целом педагоги к критериальной системе относятся с оптимизмом. Единственное что их смущает — это то, что со следующего года пятые и седьмые классы так же переведут на новый формат обучения. Говорят, целесообразнее было бы внедрять новшество поэтапно в течение последующих 11 лет. Но в министерстве образования, как всегда, решили по своему.