fbpx

«Все работы хороши». Резчик камня


Как правило, эти мастера создают памятники и декоративные украшения из гранита и других материалов. Продолжаем рубрику, приуроченную к международному Дню труда.

Гранит — один из самых прочных камней. Для его обработки подходит только алмаз, инструменты из других материалов быстро выходит из строя и требуют слишком частой заточки. Токарный станок с крутящимся механизмом камнерезчики называют карусельным. Такие каменные шары обычно используют для благоустройства территории.

В этой мастерской изготавливают изделия из камня. Говорят, что общего названия для профессии нет, больше всего подходит фрезеровщик или резчик по камню. Между собой работники называют друг друга камненюки. Михаил Ерастов, директор предприятия, говорит, что камень не любит ровных плоскостей и требует особого подхода. Любви с первого взгляда здесь не бывает, привязанность к работе приходит с опытом.

— Человек, который не любит камень, он не сможет работать с камнем. Камень тянет. Или вкладывает что-то в человека, или наоборот, вытягивает из него жизненные силы, поэтому камень надо любить, иначе с ним не срастёшься, — уверен Михаил Ерастов.

Специалисты должны уметь работать на гидрорезном станке, на нем выполняют высокодекоративные элементы, которые используют для мозаичного пола. Они вырезаются отдельно и уже на месте склеиваются вручную.

Обычно фирма занимается производством различных памятников и модульной плитки для облицовки. Как-то здесь делали памятник в виде боксерской перчатки. Его должны были установить в Майкудуке, но из-за проблем с финансированием заготовка уже год пылится на складе. Так что заказы бывают самыми разными.

Чтобы сделать надпись или портрет на готовом куске камня, используется специальный аппарат. Он чем-то похож на большой принтер. Со скоростью 25 мм в секунду с разрешением три точки на мм алмазная игла втыкается в камень. Чтобы придать изображению дополнительную художественность, некоторые элементы обрабатываются вручную.

Предприятие закупает камни по всему Казахстану, а также в России, Киргизии и Китае. Не смотря на то, что работа в основном кипит летом, в год мастера перепиливают около пятисот кубов камня. Это примерно 50 вагонов.

— Вот это блок камня, который пришел оттуда, из Киргизии. И чтобы получить вот такое изделие для облицовки какого-то частного или бюджетного объекта, необходимо провести очень много работы. Чтобы этот камень приехал сначала сюда, потом его здесь путем манипуляций наших рабочих довести до более мелкого полуфабриката, и в конце концов порадовать заказчика вот таким изделием на фасаде, — объясняет профессионал.

Добыча камней — тяжелый труд, но не менее трудно бывает спрятать дефекты породы. Бывает, что в самых неподходящих местах оказывается раковина или цветовое пятно слишком яркого цвета. Секретами камнерезчики не делятся.

Камнеобрабатывающее производство практически безотходное. Все следующие ступени измельчения камня можно использовать в другой отрасли промышленности. Но все эти ступени требуют большого промежутка времени. Поэтому главным качеством камнерезчика является терпение.

— Мы вытягиваем из него всё самое лучшее, что в него вдавила, вложила природа. Мы вытаскиваем все. После нас уже ничего не вытащишь, и это будет продолжаться. Если там через две тысячи лет кто-то что-то будет копать, то он обязательно увидит то, что мы сделали. Потому что продукты нашего труда останутся на тысячелетия , — заверил Михаил Ерастов, директор фирмы «Гранит».