fbpx

В Казахстане решается судьба метадона


В Темиртау 489 человек состоят на учете в наркологическом диспансере, по области — больше трех тысяч. Для борьбы с наркозависимостью в 2008-м году стартовал пилотный проект. Те, кто зависит от героина, ежедневно получают дозу метадона. Это легальный препарат, который подавляет тягу к тяжелым наркотикам. Проект внедрен в 10 городах республики, в том числе и Темиртау.

В Темиртау метадоновой терапией воспользовались 136 человек, сейчас осталось всего 23. Наркозависимые приходят в диспансер и выпивают этот синтетический препарат, который заменяет героин. Постепенно доза уменьшается, и со временем человек вообще прекращает употре6лять наркотики. Однако некоторые уверены, что такое лечение затягивается на всю жизнь. Но те, кто за него, приводят положительные примеры.

— За 7 лет по программе «Метадон» мы вылечили 11 человек. Мы продолжаем поддерживать с ними связь. Сейчас они не принимают наркотики, 6 человек завели семьи, некоторые вернулись на прежнюю работу. Эти люди — полноценные члены нашего общества., — уверяет Алпыс Аманжолов, заместитель директора наркодиспасера Карагандинской области.

Сейчас в городах, участвующих в проекте, проходят общественные слушания. Представители фонда «Аман-саулык» отвечают на все вопросы о программе и в Темиртау. У проекта есть множество противников. Но специалисты уверены: негативное мнение может быть только у тех, кто недостаточно знаком с программой или же хочет нажиться на наркоманах. И те, кто считает, что метадон — тоже наркотик, не должны вводить других в заблуждение.

— А вы знаете, что при помощи, для того, чтобы снять боль, умирающему больному, применяется наркотик? Почему там этого нет? Почему мы это применяем: морфин, промедол, раздаем много лет? Потому что улучшить качество жизни. Понимаете как? А предположим вот, сахарный диабет. Мы не можем его вылечить. Мы даем заменяющий препарат — инсулин. А вы знаете, что при любом препарате, который дается как снотворное, там есть препараты: барбитураты, которые тоже наркотического ряда? — поясняет Бахыт Туменова, президент общественного фонда «Аман-саулык».

Елена Кузнецова принимала наркотики с 13 лет. Опробовала все методы лечения: и реабилитационные центры, и наркологию. Имеет три судимости. Помочь смогли только три года в метадоновой программе. Полдтора года назад лечение закончилось. Сейчас у неё есть работа, любимый человек, семья. И никакой наркотической зависимости.

— Я думаю, что тот человек, который должен приходить в эту программу, он должен уже осознанно идти. Уже когда совсем вот устал от всего, и только тогда возможно. Я не говорю о том, что теперь надо всем наркозависимым эту метадоновую программу, чтоб ему давали именно метадон. Кому-то помогает реабилитационный центр — это хорошо. Кому-то помогает наркология, тоже хорошо, супер, здорово. Кто-то может самостоятельно, дома. Переболел и тоже помогло. Но мне вот лично помогла эта программа. Поэтому я считаю, что у человека должно быть право выбора в лечении, — настаивает Елена Кузнецова.

Специалисты фонда уверяют: лечение метадоном для государства намного выгодней. Стоимость суточной дозы самого препарата — всего 84 тенге, то есть в месяц на одного героинозависимого уйдет около двух с половиной тысяч тенге.

— А суточное пребывание и лечение в стационаре наркозависимого обходится государству в пять тире восемь тысяч тенге в сутки, — подчеркивает Бахыт Туменова.

Проекту около 50 лет, в нем участвуют почти все страны бывшего Союза, кроме России и Узбекистана. С помощью заменительной терапии представители фонда надеются остановить быстрое распространение ВИЧ-инфекции и других опасных заболеваний. Следующий год будет решающим для проекта. 11 декабря состоится большая конференция, где правительство должно решить, продолжать ли его за счет налогоплательщиков, или прекратить.