fbpx

Автопарки города на грани банкротства?


Сейчас руководители транспортных предприятий собираются просить помощи и льгот у правительства. Для выхода из сложной ситуации необходимы снижение кредитных ставок и цен на топливо. Тем временем расходы парков давно превысили доходы, и руководство уже вынуждено сокращать рабочих.

Раиса на общественный транспорт тратит не меньше 500 тенге в день. По работе ей приходится бывать в разных частях города. После повышения тарифа до 70 тенге ожидала улучшения условий для пассажиров, да вот только ничего в автобусах не изменилось.

— Сервис не улучшается ни грамма. В автобусы, в салоны заходишь, особенно в маршрутки, там накурено, дышать нечем. Если снег вот сейчас начнет к вечеру таять, в салоне лужи будут стоять, никого это не будет волновать, — сетует Раиса.

Жители города возмущаются: город маленький, а платить приходится, как в мегаполисе. Да и качество обслуживания вызывает много нареканий. Работники автопарка вздыхают: рады бы улучшить и автобусы, и салоны, и сервис, да кризис развернуться не дает. Расходы в связи с девальвацией выросли почти в два раза, а доход остался прежним.

Сегодня работники автопарка меняют на машинах рессоры. Полгода назад такой ремонт обошелся бы в 185 тысяч тенге, сегодня ушло около 350. Цены выросли и на шины – всего полгода назад их приобретали по 48 тысяч, сейчас уже по 65. А плановую замену приходится выполнять регулярно, иначе машину на линию выпускать нельзя.

— Все зависит от состояния дорог, от стиля вождения. Ну а также у каждой запчасти, или там автошины, есть свой ресурс. Например, автошина, она проходит 80 тыс км, это её нормативный ресурс, через 80 тыс их надо обязательно менять, — объясняет Алексей Печёнов начальник ремонтной службы.

Менять приходится не только запчасти, но и автобусы. Ещё полгода назад эта машина стоила 18 млн тенге, сегодня её цена возросла до 35 млн. Взять кредит на приобретение новых автобусов перевозчик не может — слишком высокие процентные ставки. Раньше помогала государственная программа «Дорожная карта бизнеса», однако уже более трёх месяцев никаких субсидий не поступает. Отсутствие поддержки от государства создает серьёзные трудности в работе.

— Проблема — это недоступность кредитов. Банки второго уровня неохотно идут на финансирование проектов по закупу автобусов, потому что для них это кажется рискованным. Минимальная ставка для юридических лиц — это 22%, от 22% начинается. И под такие большие высокие проценты смысла нет, — уверяет Марат Беркалиев, директор ТОО «ТТS».

В сентябре Марат Беркалиев собрал всех крупных перевозчиков страны на единую конференцию. Проблемы у всех одинаковые, говорят, вынуждены обратиться к правительству с просьбой предоставить пассажировперевозчикам льготы. Если автопарки — социально ориентированные предприятия, то государство должно им помогать и предоставлять дотации, а если это бизнес, тогда необходимо отказаться от сдерживания цен.

— Пассажирские перевозки — это бизнес или нечто другое, что-то, которое несет социальную ответственность? Надо с этим определиться. Если наши доходы не покрывают наших расходов, то дальше работать в тех обстоятельствах, в которых мы сегодня находимся, смысла нет, — продолжает Марат Беркалиев.

Повышать тариф на проезд перевозчики и сами не хотят, потому что понимают, что не обойтись даже десятками тенге. Чтобы маршруты были рентабельными, учитывая ситуацию на рынке, стоимость проезда должна быть больше двухсот тенге. В этом случае автобусы и вовсе останутся без пассажиров. Жители города к таким ценам не готовы.

Сейчас общественным транспортом чаще всего пользуются не самые защищенные слои населения, и очередной удар по их карману может стать критическим. Об этом знают и в автопарках. Остается надеяться, что правительство и перевозчики сообща найдут выход из сложной ситуации, иначе темиртаусцам придется ходить пешком.